Пятерки или карьера? ⠀

На консультацию обратилась девушка с проблемой перфекционизма. Она учится на первом курсе университета. С успехом сдав первый семестр, во время второго семестра она ушла в депрессию, даже написала заявление об отчислении.

Помимо того, что нагрузок стало больше, ее система оценки собственной личности была построена на том, какие оценки она получает: четверка - это стресс, а тройка - так вообще кошмар.

Она думала о себе как о глупом человеке, который вообще ни на что не годен. Понятно, что эта установка была от родителей, которые считали, что умный человек должен учиться только на пятерки.
Беседа с ней особо не помогала, говорили то об одном, то о другом. Услышав, что оценки - это не признак ума, она поморщила лицо. Тогда я сказала, что при таком подходе к оценкам ей никогда не сделать карьеру: ведь если она выдает депрессию на учебу в институте, о какой ответственной работе может идти речь?
Как бы она ни старалась подготовиться, оценка на экзамене - это чистая случайность, которая зависит от ее утомления, настроения преподавателя, погоды и т.д. И если бы действительно успешность человека оценивалась по экзаменам в университетах, в списке "Forbеs" не было бы столько людей без высшего образования.
В своей книге «Если хочешь быть счастливым» Литвак М.Е. пишет, что зачастую из отличников получаются трусливые невротики, которыми, при их способностях, руководят троечники, меньше подверженные переживаниям и сомнениям.
По тому, как девушка на меня смотрела, я поняла, что она меня услышала. И на мое шутливое предложение учиться на тройки и выйти из института психологически здоровым человеком она ответила улыбкой и глубоким пониманием, почему перфекционизм может быть крестом на ее карьере и продвижении.
И стрессоустойчивость важнее умственных способностей, как бы нелепо это ни звучало.